7.15. СЕКЦИЯ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

 

Председатель Секции

Светлов Владимир Львович,

Директор Негосударственного Образовательного Учреждения (НОУ) Учебно-Тренажерный Центр (УТЦ) «Новошип Тренинг» (г. Новороссийск), к.т.н, член-корреспондент МАСИ

 

Ученый секретарь Секции

Селезнев Андрей Евгеньевич,

Проректор Открытой Европейской Академии Экономики и Политики ( Чешская Республика, г. Прага) капитан дальнего плавания, к.т.н., член экспертного совета МАСИ

 

 

Матюшенко Виталий Вадимович ,

доктор технических наук, профессор, академик МАСИ, Генеральный директор ООО «Морская фрахтовая компания «ФЛАГМАН», капитан дальнего плавания

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

 

Современный морской транспорт – это обширная отрасль государственной и коммерческой хозяйственной деятельности, связанная с доставкой товаров потребителям посредством водных морских путей. В настоящее время положение с организацией морских перевозок далеко от удовлетворительного. Это выражается в значительных неоправданных потерях времени и средств, в низкой безопасности движения судов, неэффективной организации управления подразделениями морского транспорта и т.п. На морском транспорте ощущается острая необходимость внедрения новых технологий управления, обработки информации и принятия решений, разработки основ фундаментальной транспортной науки на основе комплексного системного подхода к проблеме. Назрела необходимость с единых системных позиций детально рассмотреть особенности функционирования всех подсистем морского транспорта, которыми являются узко специализированные подразделения, выполняющие отдельные задачи и функции на рынке транспортных услуг, обобщить накопленный опыт, как отечественный, так и зарубежный.

Особенно остро стоит проблема снижения аварийности судов на море. Цена аварий на морском флоте в настоящее время значительно возросла, масштабы последствий приобрели глобальный характер, подчас затрагивающие интересы народов целых континентов, причиняемый вред стал зачастую невосполним. Если совсем недавно в качестве основных последствий аварийности фигурировали такие традиционные виды, как материальный урон и человеческие жертвы, то в настоящее время на первый план по степени общественной опасности выдвигается вред, причиняемый среде обитания.

На современном этапе научно-технического прогресса совершенствование всех видов человеческой деятельности связано с применением информационной техники и технологий для выполнения отдельных производственных операций или управления всем производственным процессом в целом. Так, именно информатизацию и компьютеризацию современного судовождения следует рассматривать как стратегическое направление, на котором должна решаться проблема обеспечения безопасности навигации. На этом направлении для обеспечения безопасной навигации с минимизацией производственного риска, связанного с «человеческим фактором», весьма перспективной представляется теория эргатических интеллектуальных систем, изучающая логические и организационные формы интеграции судоводителя с комплексами средств интеллектуальной деятельности, методы обработки информации и принятия решений в системе «Судоводитель – интегрированная система ходового мостика (ИСМ)».

Вместе с тем внедрение высокотехнологичных эргадических интеллектуальных систем, обеспечивающих безопасность навигации, ведет к относительной дисквалификации морских судовых специалистов. Процесс дисквалификации судового персонала в первую очередь обусловлен тем, что морские специалисты все в большей степени передоверяют принятие решений в области обеспечения безопасности мореплавания интеллектуальным техническим средствам. Кроме того, новые высоко технологичные средства судовождения с элементами привнесенного интеллекта способствуют снижению производственной активности штурманского состава. Преодолению подобных проблем может служить альтернативный подход к обеспечению безопасности судовождения, основанный на дискрипционных, нечетких концепциях, аппарате нечеткой логики, лингвистических переменных для описания слабоформализованных ситуаций и систем.

Актуальные направления деятельности Секции:

•  Организационно-методическая деятельность по созданию виртуальных многоцелевых тренажеров для обучения плавсостава в условиях полного ощущения реальности в ситуациях, требующих принятия оперативных и оптимальных решений.

•  Учебно-методическая деятельность в области экспертизы программ и содержания специализированных курсов подготовки моряков танкерного флота.

•  Организационная деятельность по подготовке и проведению национальных и международных совещаний, конференций, симпозиумов по проблемам системного анализа подразделений морского транспорта.

•  Системный анализ, обработка информации и принятие решений по обеспечению безопасности мореплавания:

- языковые проблемы, возникающие при плавании в иностранных водах;

- современные средства и технологии телекоммуникации для обеспечения безопасности мореплавания;

- техническое обслуживание судового электрорадионавигационного и радиолокационного оборудования;

- системный анализ и управление рисками при моделировании аварийных ситуаций на тренажерах судового оборудования;

- системный анализ и практическое применение методик оценки риска (нефтяные танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, погрузочно-разгрузочные операции);

- методики оценки риска в управленческой деятельности судоходных и операторских компаний;

- системный анализ и практика представления судоходной компании (судов компании) к инспектированию;

- системный анализ методов оценки компетентности ( психометричес-кие, профессиональное собеседование, проверка навыков компьютер-ная, тренажерная);

- методы, способы и система тренировок на борту для обеспечения безопасности мореплавания;

- системный анализ управления рисками нанесения ущерба окружающей среде в морской индустрии

 

Для контактов : 353900, г.Новороссийск, ул. Куникова, 28. Учебно-Тренировочный Центр «Новошип Тренинг»

E-mail: svetlov@novoshiptraining.ru

Tel.: + (7) 8617 601 084